За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Аудиторы с самого начала появились в Российской Федерации (тогда еще в составе СССР) для выполнения функции засвидетельствования. Первое упоминание аудита в законодательных актах произошло 13 января 1987 г., когда были приняты сразу три документа, регулирующие создание и деятельность совместных предприятий в нашей стране:
1) Указ Президиума Верховного Совета СССР «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления»;
2) постановление Совета Министров СССР № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран – членов СЭВ»;
3) постановление Совета Министров СССР № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».
В частности, в двух последних постановлениях содержались идентичные статьи (ст.42 постановления Совета Министров СССР № 48 и ст.46 постановления Совета Министров СССР № 49) следующего содержания: Проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности совместных предприятий в целях определения правильности налогообложения осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией.
В этих нормативных актах законодатель косвенно признал, что в условиях перехода к рынку страна нуждается в функции засвидетельствования аудиторов и что ее могут выполнять лишь аудиторы. Характерно и то, что основное содержание аудиторской деятельности было определено термином «проверка».
Следовательно, на легитимной основе аудит в нашей стране возник именно со второй половины 80-х гг., после чего наши отечественные представители данной профессии стали наверстывать упущенное, знакомиться с его технологией, применять ее на практике. И уже на рубеже 80-90-х гг. обозначилось бурное, хотя во многом и противоречивое развитие отечественных аудиторских фирм. Потребности рыночной экономики в нашей стране вызвали необходимость адаптации опыта аудита на Западе к нынешним и перспективным экономическим реальностям России.
Указ Президента (1993 г.) и утвержденные этим указом Временные правила не стали радикальным решением вопроса о законодательном обосновании независимой аудиторской деятельности в Российской Федерации, хотя и они сыграли в этом процессе положительную роль. Выполняемая аудиторами работа во Временных правилах по-прежнему именуется проверкой, что положительно воспринято многими теоретиками и практиками аудита. Это обычное русское слово, оно не нуждается ни в каких дополнительных толкованиях, необходимых, скажем, для таких терминов, как «экспертиза» (употреблен в Проекте закона) или даже «ревизия» (термин, неплохо прижившийся в России еще с петровских времен, впрочем, наряду с существовавшими терминами «аудит», «аудитор» и «аудиториат»). И мы согласны с мнением таких авторов, как Я.В. Соколов, В.В. Скобара и О.Л- Островская, которые считают, что термин «проверка» - правильный, но «вместе с тем практическое использование данного термина по отношению к каждому экономическому субъекту делает актуальными и ставит логически закономерные вопросы: «Что проверять?», «Как проверять?», «Каков будет результат проверки?».1
Всем этим вопросам в той или иной мере посвящены различные главы настоящей книги. Но есть еще один важный вопрос, который данные авторы обходят стороной, используя лишь афоризм «Независимый аудитор зависит от закона». С этим никто не спорит, но где закон об аудите? Да и ответа на вопрос «А кому по действующим законам подчиняются аудиторы?» этот афоризм не дает.
Если же касаться не афористически-терминологической, а сущностной стороны данного вопроса, то с 1994 г. наше государство в соответствии с волей законодателя (с Указом Президента) выбрало первый (государственный) из двух рассмотренных выше подходов к аудиту вообще и к юридическому регулированию аудиторской деятельности в частности. Но тогда, той трагической осенью 1993 г., очевидно, другое решение проблемы было бы крайне затруднительным. В пользу такого подхода говорило и то, что, кроме крупных центров (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург и Новосибирск), в России аудиторских общественных институтов типа аудиторских палат тогда вообще не существовало.
Отстаивая именно этот подход как единственно возможный, бывший председатель Комиссии С.В. Алексашенко утверждал в интервью журналу «Бухгалтерский учет» следующее: «На самом деле я не видел принципиальных различий между проектом Закона об аудиторской деятельности, который обсуждался в Верховном Совете, и Временными правилами. Существенная разница только в одном моменте - кто выдает лицензию, кто проводит аттестацию: государственный орган или общественная организация».1 Но интервьюеры тогда не подчеркнули, что данный момент носит чрезвычайно важный характер, и пути дальнейшего развития аудиторской деятельности в России во многом им определяются.
Государственное регулирование аудиторской деятельности возложено на Комиссию; ее членами являются служащие государственных налоговых органов, Министерства финансов, Центрального банка, Росстрахнадзора и других центральных органов России. При Комиссии функционирует Консультативный совет из ученых и практиков бухгалтерского учета и аудита (далее – Совет).
Комиссия призвана организовать систему мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов государства. В своей работе она опирается на центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии, а также на межрегиональные комиссии, развитие которых намечено на перспективу (и те, и другие действуют на основе генеральной лицензии). Короче, все основные функции регулирования аудиторской деятельности были поручены упоминавшейся Комиссии. Мало того, именно ей Указом Президента [п.6] установлен жесткий срок укрепления законодательной базы аудита (который был сорван: задача была решена гораздо позже, да и то далеко не в полной мере): Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации представить до 1 октября 1994 г. Президенту Российской Федерации для внесения на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность, а также проект закона Российской Федерации о внесении соответствующих изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Перед Комиссией стоят серьезные задачи, причем многие из них она выполняет с недостаточной энергией. Разумеется, весьма важно и то, как у Комиссии сложатся ее рабочие взаимоотношения с Советом. Положение о Совете при Комиссии (утвержденное ее решением от 1 июня 1994 г.) возлагает на Совет важные задачи [п.4]:
· участие в разработке стандартов аудита, требований к содержанию аудиторских заключений;
· изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности, подготовка информационных, методических и учебных материалов, необходимых для проведения и совершенствования аудита;
· содействие внедрению новых методов, форм и технологий аудита;
· разработка профессиональных требований к аудиторам, этических норм и правил их поведения;
· подготовка и экспертиза учебных программ и планов для обучения аудиторов и повышения их квалификации, а также разработка процедуры квалификационных экзаменов для аттестации аудиторов;
· обобщение опыта и выработка предложений по совершенствованию аттестации аудиторов, повышению их квалификационного уровня;
· обобщение по поручению Комиссии практики лицензирования аудиторской деятельности в Российской Федерации и представление Комиссии ежегодного доклада о состоянии этой работы и мерах по ее совершенствованию;
· осуществление связей с общественными объединениями аудиторов.
С учетом нашего богатого опыта работы в условиях административно-командной системы существует опасность, что совместная работа Комиссии и Совета может перерасти в бесконечные бесплодные дискуссии. В силу тех же причин возможен и худший вариант формального присутствия представителей Совета при Комиссии. Вес это решается и будет решаться во второй половине 90-х гг., и время еще покажет, насколько удачно были определены общие условия осуществления аудиторской деятельности, а также учреждены эти надзорные органы, юридические основы аудита в целом (рис. 2).
Такая форма организации аудиторской деятельности, рассматриваемая в целом, возможна и целесообразна на начальном этапе. Тем более что в основном государственное регулирование аудиторской деятельности сводится к работе с нормативными актами, их подготовкой и исполнением, организацией обучения, аттестации и лицензирования аудиторов. Но в дальнейшем, по нашему мнению, с целью превращения аудита в один из действенных факторов стабилизации экономики России такая форма должна быть изменена, что профессионалы уже и пытаются сделать при помощи Проекта закона.
Более верно, плодотворно и цивилизованно, когда руководством развития аудита занимаются сами аудиторы, а не чиновники от аудита. Возможно, при переходе к федеральному закону «Об аудиторской деятельности» приобретет больший вес и возьмет на себя эти функции Аудиторская палата России. В соответствии с Проектом закона она была учреждена в конце 1995 г. и названа
![]() |
не Федеральной аудиторской палатой, но именно Аудиторской палатой России, хотя закон так и не был принят.
В наших условиях роль данной палаты возрастет только в том случае, если она будет состоять, преимущественно из профессиональных аудиторов (и аудиторских фирм в качестве коллективных членов палаты), научных работников и преподавателей высших учебных заведений экономического и юридического профиля.
Высшие должностные лица, составляющие ныне Комиссию, выражают и представляют прежде всего интересы государства, а не предпринимателей, включая и аудиторов. Не случайно, что интересы государства выходят на первое место при обсуждении ответственности аудитора в случае установления неквалифицированного проведения аудиторской проверки (ч. II, п. 15 Временных правил). Тем не менее Комиссия - основной надзорный орган за аудиторской деятельностью, контролирующий соблюдение прав, обязанности и ответственность как аудиторов и аудиторских фирм, так и их клиентов, т.е. проверяемых ими экономических субъектов.
![]() |
Нет сомнения в том, что в дальнейшем организационно-юридические основы аудита в нашей стране будут укрепляться. Проработка места, задач и роли аудита в экономике страны уже обозначены в Конституции, Гражданском и Уголовном кодексах, ряде федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и т.д. На этой пока небольшой юридической базе аудита лавинообразно нарастает поток соответствующих инструкций, разъяснений, приказов, методических указаний по линии Центрального банка Российской Федерации, Минфина, Госналогслужбы, Росстрахнадзора, Федеральной службы по валютному и экспортному контролю. Государственного таможенного комитета и т.д. Услугами аудиторов все чаще пользуются Департамент налоговой полиции и правоохранительные органы, Высший арбитражный суд. Счетная палата, органы управления государственным имуществом и др. Таким образом, необходимость в функции засвидетельствования аудиторов, их возрастающая роль в деле стабилизации экономики осознаны многими квалифицированными пользователями бухгалтерской отчетности.
Анализируя процесс развития аудита, первый заместитель председателя ЦАЛАК Минфина России А.В. Крикунов подчеркивал, что даже такое решение и основанная на нем работа по регулированию аудиторской деятельности себя оправдывают: «Главное, чтобы к подъему экономики России подготовленные высококвалифицированные аудиторские кадры прошли хорошую практическую школу и стали настоящими помощниками инвесторов, предприятий, акционеров, а следовательно, и государства».1
В условиях создания правового государства и становления рыночной экономики принятие первых нормативных документов, а также создание первых официальных государственных структур при Президенте Российской федерации по управлению аудиторской деятельностью (1993–1996 гг.) дают большие возможности для дальнейшего развития экономико-правового контроля. Его задачи – не только борьба и профилактика правонарушений в сфере экономики, но прежде всего функция засвидетельствования, защита вновь возникающих экономических отношений хозяйствующих субъектов, защита интересов собственников и инвесторов.
1 Экономика и жизнь. 1995. №33. С.20
1 Бухгалтерский учет. 1994. №4. С. 3-6
1 Финансовая газета. 1996. №43. С. 1
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!