За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Аудиторская деятельность является новым институтом экономических отношений, порожденных переходом к рыночной системе.
Аудиторская деятельность – аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
В качестве основополагающих признаков этого института можно выделить следующие:
ü Контроль – основная функция аудиторской деятельности. Целью этой деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам Российской Федерации.
ü Контрольные проверки осуществляются аудиторами наряду с финансовым контролем специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
ü Независимость неведомственною финансового контроля – особенность аудиторской деятельности, обеспечивающая ее объективность, непредвзятость, что и является целью получения соответствующей информации от аудитора в интересах клиента.
ü Предпринимательский характер аудиторской деятельности переводит эту форму контрольной деятельности в сферу гражданско-правовых отношений, ибо этот вид деятельности осуществляется на коммерческой основе между имущественно самостоятельными субъектами, не связанными между собой подчиненностью одного субъекта другому.
Правовое регулирование аудиторской деятельности заключается в определении законами и другими нормативными актами Российской Федерации: 1) правового статуса субъектов этой деятельности; 2) их прав и обязанностей в процессе осуществления аудиторской деятельности; 3) административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, предусмотренной за нарушение законодательства субъектами аудиторской деятельности; 4) основ организации государственного регулирования аудиторской деятельности.
Правовая база регулирования аудиторской деятельности еще недостаточно развита. До сих пор нет закона об аудиторской деятельности.
К основным нормативным актам относятся: Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”1, а также утвержденные Указом Президента РФ 22 декабря 1993 г. “Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации”, которые устанавливают правовые основы аудиторской деятельности, определяя правовое положение субъектов, вступающих в правоотношения по поводу аудиторской деятельности, содержание проверки и правовую форму ее оформления, правовую природу договоров на аудиторскую проверку и других юридических фактов, порождающих это правоотношение, а также ответственность сторон.
Правила аудиторской деятельности, обязательность проведения аудиторских проверок, их сроки отражены в отдельных законах (например в Законе об акционерных обществах, Законе о страховании) и других нормативных актах, например, в Положении об аудиторской деятельности в банковской системе, утверждено Приказом ЦБ России 10 сентября 1997 г. № 02-391.
Ряд существенных положений, относящихся к аудиторской деятельности, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации”.1
Организация государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Положение об этой Комиссии утверждается Президентом РФ, назначающим также ее председателя. По представлению Комиссии Правительство РФ утверждает порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, а также порядок получения лицензий на осуществление этой деятельности.
В соответствии с Положением об аудиторской деятельности в банковской системе в Банке России и его территориальных главных управлениях созданы советы по банковской аудиторской деятельности, которые координируют работу аудиторов, вырабатывают методические рекомендации, а также рассматривают вопросы, связанные с выдачей и отзывом лицензий на проведение банковского аудита.
Субъектами правоотношения, возникающего в связи с осуществлением аудиторской деятельности являются, с одной стороны, аудиторы, осуществляющие проверку или оказывающие другие предусмотренные законом услуги, а, с другой, – экономические субъекты, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органы государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица–аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.
Физические лица допускаются к аудиторской деятельности только после прохождения аттестации. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее
трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации: бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.
Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирование аттестационных комиссий утверждается Правительством РФ.
Лица, получившие квалификационный аттестат, могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, либо войти в состав аудиторской фирмы, заключив с ней соответствующее трудовое соглашение.
Аудиторские фирмы как любые юридические лица должны быть зарегистрированы в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а также получить лицензию, и после этого они включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Лицензия является обязательным условием для функционирования как аудиторов, работающих самостоятельно, так и аудиторских фирм. Лицензии специализируются по осуществлению банковского аудита, аудита страховых организаций, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, общего аудита (аудита иных экономических субъектов).
Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях:
а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором (учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений;
б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующею субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающею наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определение должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;
е) неоднократного неквалифицированною проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.
Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.
Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:
ü полученных в результате незаконной деятельности доходов – в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов;
ü штрафов в пределах от 500 до 1000-кратною размера установленной законом минимальной оплаты труда – в доход республиканского бюджета Российской Федерации.
Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.
Аудитор и аудиторская фирма вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установленном порядке в суде или арбитражном суде.
Аудиторские фирмы могут быть организованы в любой предусмотренной законодательством организационно-правовой форме, за исключением акционерного общества открытого типа. Поскольку аудиторская деятельность является предпринимательской, аудиторские фирмы могут быть созданы только по правовому статусу коммерческих юридических лиц. Некоммерческие организации, осуществляющие только функции, предусмотренные их учредительными документами и не связанные с коммерческими целями, не могут, следовательно, заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторские фирмы, таким образом, могут быть организованы в форме хозяйственного товарищества и хозяйственного общества.
Правила устанавливают для аудиторской фирмы принцип специальной правоспособности, который выражается в том, что аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью кроме аудиторской и связанной с ней деятельностью.
Условием выбора организационно-правовой формы и правилом ее реорганизации, изменения состава участников является требование закона о возможности осуществления аудиторской деятельности только дипломированными специалистами. Совмещение этого требования с одной из предусмотренных ГК РФ организационно-правовых форм требует более тщательного нормативного регулирования.
В настоящее время практика создания и функционирования аудиторских фирм опирается на требования органов по выдаче лицензии о наличии не менее 51% доли уставного капитала в руках дипломированных аудиторов или аудиторских фирм. Это правило предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности”.
Наиболее принятой формой в современных условиях для аудиторской фирмы является акционерное общество закрытого типа.
Решением государственного или муниципального органа также может быть создана аудиторская фирма, где аудиторские проверки поручаются дипломированным специалистам, работающим в фирме по трудовому договору.
Аудиторы и аудиторские фирмы могут образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Но эти объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.
Субъектами, чья экономическая деятельность подлежит аудиторской проверке, являются организации, основанные на любой форме собственности. Аудиторская проверка как форма независимого вневедомственного контроля осуществляется в субъектах Экономической деятельности либо в обязательном порядке, либо по инициативе самою экономического субъекта.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке” с последующими изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 408, устанавливает ряд оснований для обязательной аудиторской проверки.
Обязательная ежегодная проверка предусмотрена в банках, других кредитных учреждениях, страховых организациях, инвестиционных институтах, внебюджетных фондах, благотворительных или иных фондах, источником образования капитала которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц. Законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ могут быть предусмотрены обязательные аудиторские проверки по виду деятельности иных экономических субъектов.
Закон “Об акционерных обществах” предусматривает обязательную аудиторскую проверку для подтверждения достоверности годовой бухгалтерской отчетности и в ряде других случаев, связанных с деятельностью открытого акционерного общества.
Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, если в уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
Обязательная аудиторская проверка также обусловливается финансовыми показателями деятельности экономического субъекта. Такими показателями являются: объем выручки от реализации продукции (услуг) за год, превышающий в 500 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, или сумма активов баланса, превышающая на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством минимальный размер оплаты труда.
Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, Государственной налоговой службы и налоговой полиции:
ü штрафа с экономического субъекта в сумме от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;
ü штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50 до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.
Суммы взыскиваемых штрафов зачисляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации.
Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов.
Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.
Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.
С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.
Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражною суда производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг. В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федеральном казначейства за счет имущества экономического субъект, признанного несостоятельным (банкротом).
В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации аудитор (аудиторская фирма) либо по его ходатайству соответствующий прокурор может обратиться в судили арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.
Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов производятся только за счет республиканского бюджета Российской Федерации и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.
Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого экономическом субъекта, которым может быть хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, кооператив, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, т.е. коммерческие юридические лица в любой организационно-правовой форме. Некоммерческие юридические лица также могут принимать решения о проведении аудиторской проверки той предпринимательской деятельности, которой им разрешено заниматься.
Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т. е. по отдельным участкам учета.
Аудиторы и фирмы, помимо проведения аудиторских проверок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансовом, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
1 Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” // СЗ РФ. 1993. №52. Ст. 5069
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации” // СЗ РФ. 1994. №4. Ст. 365
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!