За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Важнейшей частью проводимых в России преобразований для преодоления монополизации экономики были и остаются правовая защита конкуренции и обеспечение открытости товарных и финансовых рынков Российской Федерации.
Очевидно, что при добросовестной состязательности предпринимателей производитель товаров (работ, услуг) лично заинтересован в получении преимуществ перед другими субъектами на рынке. Эти преимущества выражаются в предпочтении потребителем его товара аналогичным предложениям со стороны прочих предпринимателей. Такая борьба за покупателя в идеальном варианте приводит к стремлению хозяйствующего субъекта постоянно наращивать выпуск производимой продукции, повышать ее качество, снижать цены, стараясь при этом уменьшить производственные расходы. Кроме того, речь здесь идет и о преимуществах, связанных с созданием положительного образа компании в глазах покупателя, формированием ее деловой репутации, что также влияет на потребительский выбор. Указанное стремление обуславливает и конкретные формы, методы хозяйственной деятельности предприятий, определяет характер их поведения на рынке. Простым установлением нормативных правил поведения было бы невозможно заставить производителя двигаться в данном направлении. И именно поэтому государство, отстаивающее кроме всего прочего и публичные интересы, обязано приложить все усилия для того, чтобы создать конкурентную среду, способствующую выбору хозяйствующим субъектом такого поведения, при котором удовлетворялись бы как его коммерческие запросы, так и потребности общества, а также отдельных покупателей. Именно в этом, на наш взгляд, и состоит важнейшая функция конкуренции. Подобное воздействие конкурентной борьбы на предпринимателей далее дополняется нормативным регулированием, устанавливающим в основном общие рамки дозволенного (по принципу “Дозволено все, что не запрещено законом”) и препятствующим перерастанию добросовестной конкуренции в противоправную деятельность.
Создание и постоянное поддержание государством конкурентного состояния рынка не позволяет злоупотреблять экономической властью, запрещает в этой связи определенные действия, направленные на недобросовестное приобретение экономических преимуществ, способствует сбалансированному развитию всех участников рыночных отношений. Таким образом, на лицо необходимость создания и применения специальных правил и мер, гарантирующих конкуренцию и открытость экономики России.
Эти меры и правила можно обозначить как антимонопольную политику. Антимонопольную политику следует рассматривать не в рамках действующего антимонопольного законодательства, а гораздо шире. Антимонопольную политику нельзя сводить к мерам административного воздействия в плане регулирования монопольного ценообразования или предотвращения искусственного ограничения доступа на рынки тем или иным покупателям и продавцам и прочее. Следует подразумевать под ней прежде всего механизм проводимых институциональных и структурных реформ. Другими словами, проводимые в стране институциональные и структурные реформы, должны иметь антимонопольную направленность и рассматриваться как неотъемлемая часть антимонопольной политики.
Цели антимонопольной политики можно обозначить следующие: способствовать поддержанию, развитию конкурентной среды хозяйствования, достижению большей сбалансированности народного хозяйства, снижению инфляции, укреплению рубля путем снижения темпов роста цен (демонополизации ценообразования), расширения ассортимента предлагаемых товаров, наращивания объемов их выпуска. Тогда механизм институциональных, структурных реформ, не только не будет противоречить, а наоборот, будет всячески способствовать финансовой стабилизации. В результате снизится мафиозная коррумпированность вновь нарождающихся негосударственных структур. Экономическая эффективность проводимых реформ будет более предсказуемой.1
Для того, чтобы разобраться в проблемах российского законодательства о конкуренции, не лишне воспользоваться опытом зарубежных стран. Зарубежное законодательство о конкуренции имеет достаточно длинную историю становления и развитии Все основные понятия законодательства о конкуренции, механизмы приведения его в действие уже хорошо разработаны в законодательстве стран Западной Европы, Соединенных Штатов и других государств. Поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть причины и условия создания законодательства о конкуренции в развитых капиталистических странах.
В странах Западной Европы и в Соединенных Штатах специальные законы, регулирующие конкуренцию, появились в конце ХIХ - начале ХХ века. Это:
■ антитрестовские законы;
■ законы против ограничения конкуренции;
■ законы об ограничительной торговой практике;
■ законы о конкуренции;
■ законы о картелях.
Зарубежное законодательство о конкуренции возникло в условиях рыночной экономики, когда появились крупные структуры монополистического типа, между которыми заключались соглашения, направленные на ограничение предложения и повышение цен. В разных странах предпочтения отдавались определенным видам соглашений.
К примеру, в Германии очень широкое распространение получили картельные и синдикатные соглашения (т.е. соглашения по вопросам сбыта продукции).
Другая не менее распространенная форма соглашений – трест, чья родина – Соединенные Штаты Америки. В этом случае имеет место единое управление предприятиями, входящими в трест. При этом предприятия теряют не только свою самостоятельность при установлении условий сбыта, но и производственную и коммерческую самостоятельность. Вместо ранее изолированных предприятий создается одно целое. Одним их старейших и крупнейших трестов мира был созданный в США в 1882 году “Стандарт Ойл”.
Еще одна структура монополистического типа – концерн. Он объединяет предприятия различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, часто в производственном отношении совсем не связанные друг с другом. Ярким примером может служить концерн Стингера, возникший в Германии после Второй мировой войны и распавшийся после экономического кризиса 1929-1933 гг. В него входили металлургические предприятия, предприятия машиностроения и химического производства, плантации кофе и хлопка в различных странах, торговые и транспортные компании, бумажные фабрики и т.п. Главная цель соглашений – лишить организации, входящие в концерн, производственной, коммерческой, торговой самостоятельности.
Естественно, ни потребители, ни конкуренты не получали выгоды от монополизации рынка. Не устраивало такое положение ни государственные органы, ни малые предприятия. И как ответная реакция на снижение темпов развития экономики и безраздельное господство и рост монополий появляются первые антимонопольные законы. В нормативных актах ряда стран, регулирующих торговый оборот, например, актах о торговле, об охране потребителей, контроле за ценами и качеством товаров, содержатся ограничения на торговую практику. В других странах появляются специальные законы, непосредственно направленные на регулирование конкуренции и монополии: например, закон Шермана 1890 года в США, Закон о предупреждении и запрете объединений, ограничивающих торговлю в Канаде.1
Таким образом, законодательство о конкуренции развитых капиталистических стран возникло в условиях рынка, при наличии конкурентных отношений и в основном содержит ограничительные нормы – т.е. нормы, препятствующие разрушению конкуренции.
Процесс формирования законодательства о конкуренции в нашей стране существенно отличался от аналогичного процесса в развитых странах. Во-первых, он начался в период,
когда еще не было рыночных отношений, во-вторых, при полном отсутствии конкуренции и в-третьих, при наличии сформировавшихся государственных монополий, так непохожих на монополии зарубежных стран.
В современной России правила, связанные с конкуренцией, сосредоточены в нормативных правовых актах, входящих в систему антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1-1 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” антимонопольное законодательство включает:
1) Конституцию Российской Федерации;
2) Закон о конкуренции;
3) федеральные законы, издаваемые в соответствии с Законом о конкуренции;
4) указы Президента Российской Федерации;
5) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Практическое значение определения состава антимонопольного законодательства состоит в том, что применение целого ряда норм федеральных законов связывается с необходимостью точного установления круга актов, входящих в антимонопольное законодательство.
Прежде всего, антимонопольное законодательство включает нормы Конституции Российской Федерации. Законодатель закрепил также правовые нормы поддержки конкуренции в п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с ними на государство возлагается обязанность обеспечить свободу экономической деятельности, по конкуренцию, следить за тем, чтобы на территории Российской Федерации не устанавливались какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Отмеченные ограничения могут вводиться лишь в соответствии с федеральным законом, и только в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В этой связи следует отметить, что конституционной обязанности государства обеспечить свободу экономической деятельности и конкуренцию корреспондирует право предпринимателей и потребителей на добросовестную конкуренцию.
Конституция России запрещает любую экономическую деятельность (как на товарных, так и на финансовых рынках), которая направлена на монополизацию экономики и недобросовестную конкуренцию.
Основополагающие конституционные принципы антимонопольного регулирования развиваются в большой группе федеральных законов, среди которых центральное место занимает Закон о конкуренции.
Будучи первым российским антимонопольным законом, данный нормативный акт опирается на весьма богатый опыт подготовки и применения законодательства о конкуренции зарубежных стран и содержит все его основные черты.1
С самого начала формирования правовой базы рыночных реформ в различных областях экономики России законодатель стремился следовать принципам поддержки конкуренции. Поэтому среди большого массива антимонопольного законодательства выделяются законодательные акты, принятые на основе Закона о конкуренции и включающие отдельные положения антимонопольной направленности. Подобные правовые нормы можно условно подразделить на:
а) содержащие требования по осуществлению различных видов деятельности; б) содержащие организационные требования.
К первой группе нормативных положений следует отнести такие, как:
1) ч.5, 6,7 ст.17 Закона РФ от 2l февраля 1992 г.” О недрах”; 2) ст. 32 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. “О банках и банковской деятельности”; 3) ст.146-6, 157-1, 157-2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях; 4) ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г.; 5) ч.3 ст.29 Федерального закона от 13 октября 1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”; 6) п.4 ст.3 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. “О государственном оборонном заказе”.
Правовые нормы, связанные с организационными требованиями, включают, например: 1) ч. 2,3,4 ст.17 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. ”О недрах” (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. №27-ФЗ); 2) п.4 ст.8 Закона РФ от 3 июля 1991 г. “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями); 3) ст. 39 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. “О животном мире”; 4) ч.1 ст. 16 Федерального закона от 9 августа 1995 г. “О почтовой связи”; 5) п.4 ст. 6, п.1 ст.93 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. “Об акционерных обществах”.1
Приведенные автором нормы относятся к разряду норм антимонопольного законодательства, так как все они приняты в связи с реализацией антимонопольной политики, направлены на правовое обеспечение антимонопольного регулирования и защиты конкуренции, используют терминологию Закона о конкуренции, строятся на основе его принципиальных положений и предполагают участие в их реализации антимонопольных органов России.
Закон о конкуренции в ст. 1-1 исходит из широкой трактовки состава антимонопольного законодательства и включает в нем не только законодательные, но и подзаконные акты, т.е. указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. В качестве примера можно назвать принятые Указы Президента РФ от 17 февраля 1995 г. №161 “О гарантиях права гражданина охрану здоровья при распространении рекламы”, от 27 февраля 1995 г. №2010 Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур”, от 06 марта 1995 г. №161 “Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации”, Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. №191 “О Государственной программе демонополизации экономики и
развития конкуренции на рынках Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. №1284 “Оплате за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством”.
Проблема конкуренции имеет и международное значение. Поэтому при применении антимонопольного законодательства Российской Федерации необходимо учитывать положения соответствующих международных договоров, имея в виду п.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Он гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В этом смысле возрастает роль антимонопольного права государств СНГ. Так, сотрудничество государств СНГ по вопросам развития конкуренции в настоящее время опирается на положения ряда международно-правовых документов: Соглашения “О принципах сближения хозяйственного законодательства от 9 ноября 1992 г., договора “О создании Экономического союза” от 24 сентября 1993 г., Соглашения “О согласовании антимонопольной политики” от 12 марта 1993 г. и Договора “О проведении согласованной антимонопольной политики” от 23 декабря 1993 г. Данные акты провозглашают основные принципы межгосударственного антимонопольного регулирования.1
Выводы: Антимонопольное законодательство – это правовая форма государственного регулирования экономики. Такое законодательство включает нормативные правовые акты, направленные на воспроизводство и поддержку добросовестной конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также на обеспечение открытости экономического пространства. Антимонопольное законодательство по своему уровню является федеральным.
1 Меркулова Ю. Приватизация и демонополизация // Общество и экономика. – 1998. - №8-9. С. 188
1 Ермошенко Н.Н. Антимонопольное законодательство и конкуренция. – Киев, 1991. С. 97-98
1 Клейн Н.И. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. - М., 1993. С. 235-244
1 Тотьев К.Ю. Антимонопольное право России. – М., 1997. С. 3-5
1 Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 6-7
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!