Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
В отечественной этнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но сравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить только с эпохи неолита, когда произошло окончательное оформление племенных отношений.
Если считать правомерной гипотезу о едином центре происхождения человечества, то в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением численности людей они расселялись по новым территориям (вначале по тропикам и субтропикам, затем – по менее благоприятным для жизни районам умеренного пояса). Поскольку этот процесс расселения длился сотни и тысячи лет, люди приспосабливались к новым географическим и климатическим условиям. Это приводило к изменению как общего исходного антропологического типа, так и отдельных этнических признаков. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными были эти признаки.
Аналогичные процессы происходили и с языком; чем дальше от центра происхождения уходили люди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы. Согласно гипотезе историка-лингвиста С.П. Толстова о «первичной языковой непрерывности», те многочисленные языки, на которых говорило человечество на заре своей истории, произошли из единого центра и постепенно переходили друг в друга на смежных территориях и составляли в целом как бы единую непрерывную сеть.
Косвенным подтверждением этой гипотезы служит то, что следы древней языковой дробности в некоторых странах сохранялись до недавнего времени. Например, в Австралии существовало несколько сотен языков, между которыми было нелегко провести четкие границы. Н.Н. Миклухо-Маклай отмечал, что у папуасов Новой Гвинеи почти каждая деревня имела свой особый язык. Различия между языками соседних групп папуасов были очень невелики, однако языки более отдаленных групп уже значительно отличались друг от друга. Таким образом, постепенно в языке-основе образовывались диалекты, которые в дальнейшем могли становиться самостоятельными языками.
По мере роста общей численности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, развитие и усложнение которых способствовали трансформации племенных этнических общностей к народности, объединяли их в территориальном отношении, стимулировали формирование общих экономических, социальных и других интересов.
На процессах этногенеза, проходивших в ранней истории человечества, сказывались массовые переселения, сопровождавшиеся завоеванием одних этнических групп другими. Массовые миграции значительно ускоряли процесс замены первобытных ячеек-племен новыми, более крупными этносоциальными общностями – народностями. При этом перемещение той или иной этнической общности на новую территорию, как правило, вело за собой столкновение с уже обитавшей здесь ранее другой общностью. Этот контакт нередко завершался тем, что автохтонное население оказывалось завоеванным пришельцами.
Этнические последствия переселений были самыми разными. В частности, известно немало случаев переселения отдельных частей этносов на слабо или полностью неосвоенные территории (переселение предков американских индейцев из Азии в Америку); при этом, как правило, не возникали новые этнические общности. Иную форму и результаты имел этногенез при активном взаимодействии переселенцев с автохтонным населением, в ходе которого у тех и других появлялись новые характерные черты.
В процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происходит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (пришлого населения), в ходе которого и возникает новый этнос. Этот синтез чрезвычайно многообразен, особенно в тех случаях, когда в контакт входят весьма отличающиеся друг от друга этнические общности. Дело в том, что в подобной ситуации взаимодействие в этногенезе различных этнических групп происходит не только разными темпами и с разной интенсивностью для каждого из них, но и нередко в различных направлениях. Поэтому следует подходить дифференцированно ко всем аспектам этногенеза: изменениям языка, базовой культуры, физического типа, этнического сознания, включая самоназвание.
В процессе этногенеза во все времена была и остается непреходящей роль языка как одного из определяющих элементов существования и развития любого этноса.
Вслед за лингвистами этнологи исходят из того, что родство языков обычно означает родство носителей этих языков. Поэтому одним из результатов переселения народов можно считать смешение, взаимодействие языков.
При этом важно выяснить обстоятельства и причины, предопределявшие победу одного языка над другим. Решающее значение имеет наличие письменности хотя бы у одной из взаимодействующих этнических общностей. Как свидетельствуют многочисленные материалы из истории бесписьменных народов, они наиболее подвержены языковой интеграции, связанной с переходом на язык другого этноса. Однако в истории можно найти много примеров, когда в этногенезе взаимодействовали две бесписьменных этнических общности. В этом случае бес письменность становится лишь благоприятным условием, но не причиной победы языка пришлого населения над языком аборигенов. В такой исторической ситуации решающими становятся религиозные или хозяйственные факторы.
Хорошо известно, что установление новой веры обычно влечет за собой широкое распространение определенного языка и появление у части населения двуязычия (например, католицизм и латинский язык). В некоторых случаях религии принадлежала весьма активная роль в победе соответствующего языка; в частности, в распространении арабского языка в Египте такую роль сыграл ислам.
Особое значение в процессе этногенеза имеет такой фактор, как политическое господство пришлого населения. Особая сплоченность завоевателей, обусловленная военной демократией, создавала благоприятные условия для победы одного языка над другим и оказывала значительное влияние на многие стороны культурно-хозяйственного развития.
Этногенетические процессы, сопровождавшие и сопровождающие возникновение новых этносов и этнических групп, не ограничиваются лишь отмеченными вариантами. Этническими (этногенетическими) процессами называют процессы, при которых происходит изменение различных компонентов атласа: отдельных элементов духовной и материальной культуры, языка, социальной структуры, самосознания и др.
Направления и формы этногенеза. Этнические процессы весьма многообразны, поэтому их необходимо систематизировать и классифицировать. Прежде всего следует выделить этноэволюционные и этнотрансформационные процессы. В этноэволюционном процессе при изменении отдельных компонентов этнос или какая-либо его группа остаются самими собой, так как не меняется их этническое самосознание. При этнотрансформационном процессе самосознание изменяется и этническая принадлежность человека становится иной.
В зависимости от преобладания центростремительных или центробежных тенденций Этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы: этническое объединение и этническое разделение. Процессы этнического объединения весьма различны по своему характеру, но у них есть общие черты, среди которых основными являются культурное и языковое сближение вовлеченных в этот процесс людей, а также нивелировка имеющихся между людьми различий.
Выделяют несколько форм этнического объединения.
Этническая фузия – процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Примером может служить слияние восточнославянских племен в древнерусский этнос. Процесс фузии протекает с разной скоростью, зависящей от комплекса факторов: уровня социального и экономического развития страны, в которой идет процесс; интенсивности хозяйственных и иных связей между отдельными ее частями. Чем выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее происходит этническая фузия. На этот процесс влияют географические условия (например, ровная, открытая местность ускоряет его); степень языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе (чем ближе родство, тем быстрее идет процесс). Сложность этнической структуры населения территории (слишком большое число мелких этносов), где происходит фузия, может, напротив, несколько замедлить ее.
Этническая консолидация – внутреннее сплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися Bir/три него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей. Этническая фузия и этническая консолидация–тесно связанные между собой процессы: со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Но сущность этих процессов различна: если первый из них является этнотрансформационным процессом и приводит к смене этнического самосознания, то второй процесс – этноэволюционный и не приводит к смене самосознания.
Этническая ассимиляция – «растворение» прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Этот процесс широко распространен в экономически развитых странах, где много иммигрантов. Причем для ассимилируемой стороны – это этнотрансформационный процесс, для ассимилирующего народа – этноэволюционный.
Хотя ассимиляционные процессы были известны во всех периодах истории, наиболее характерны они для современного этапа развития человечества.
Ассимиляционные процессы протекают с неодинаковой скоростью в зависимости от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы; характер ее расселения; время пребывания в ассимилирующей среде; род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением территории; социально-правовое и семейное положение ассимилируемых; частота вступления в смешанные браки; наличие или отсутствие контактов с родиной; отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды; близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе; соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства; уровень развития этнического самосознания.
Все эти факторы важны для процесса ассимиляции, но не в одинаковой степени. Так, сходство хозяйственных занятий, с одной стороны, может способствовать интенсификации ассимиляционного процесса, но иногда может вызывать конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением, затрудняя его.
Неоднозначен и семейный фактор. Быстрее всех ассимилируются холостые, многие из которых готовы обрести новую родину и поэтому охотно вступают в браки с местными жителями. Если же в страну приезжает вся семья, то она, хотя и остается здесь навсегда, ассимилируется намного медленнее, так как именно семья является той первичной ячейкой, в которой сохраняются и воспроизводятся основные этнические признаки. Еще более затруднены ассимиляционные процессы для людей, оставивших свои семьи на родине. Обычно они приезжают в страну пребывания для того, чтобы заработать деньги и вернуться потом домой, к семье. Думая о возвращении назад, они не ставят перед собой цели ассимилироваться.
Уровень культуры также влияет на ассимиляционные процессы. Ассимиляция ускоряется, если уровень культуры примерно одинаков или пришельцы попадают в среду с несколько более высоким уровнем культуры. При значительных различиях в уровне культуры, особенно если пришельцы превосходят местное население, ассимиляция очень затруднена.
Этническая конвергенция – ассимиляционный процесс взаимодействия двух очень близких друг другу по языку и культуре этносов; в этом случае процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидацией и фузией,
Межэтническая интеграция – взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к появлению у ник ряда общих черт. В результате складываются не этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ (а могут и не слиться). Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов (суперэтнос), которые обладают элементами общего самосознания. Эти процессы присущи всем длительно существующим полиэтническим государствам. Они в той или иной форме были характерны для Римской империи, Российской империи, Советского Союза и т.д.
Этногенетическая миксация – редко встречающийся тип этнообъединительного процесса, в ходе которого новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Этот процесс является трансформационным. В качестве примера можно назвать современных австралийцев, генетически связанных не только с англичанами, но и представителями других европейских этносов. Весьма своеобразны были процессы миксации в этнической истории США, где смешение различных по происхождению, но принадлежащих к одной расе переселенцев из Европы было дополнено включением в этногенетический процесс представителей других этносов и рас как аборигенного происхождения, так и прибывших из Африки и Азии. В результате двухсотлетних этнических процессов в США сложилась новая этническая общность, которую называют североамериканской нацией. Схожие процессы протекают в Латинской Америке.
Наряду с этническим объединением в процессе этногенеза действует одновременно и противоположная тенденция этнического разделения, которое чаще всего имеет следующие формы.
Этническая парциация – разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Так, из осколков древнерусского этноса выделились русские, украинцы, белорусы.
Этническая сепарация – отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Этот процесс вызывают различные причины – переселение какой-то группы исходного этноса, политико-государственное обособление небольшой части народа, религиозное обособление этнической группы. Например, английские пуритане, приехавшие в североамериканские колонии по религиозным соображениям, стали основой североамериканского этноса, а английские каторжники и ссыльные – основой австралийского.
Таким образом, процесс этногенеза от первобытного состояния человека до настоящего времени проходил в различных формах, был детерминирован различными по характеру факторами. Итогом процесса этногенеза стала разнообразная и динамично меняющаяся этническая картина мира.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!